Картинки на теле

Исторические корни татуировки уходят в первобытное общество, а ее география распространяется на весь земной шар. Она известна практически во всех странах мира и, что интересно, гораздо чаще встречается у людей со светлой кожей.

Тем не менее европейцы долго и упорно не желали признавать рисунок на теле искусством, хотя знали об этом явлении давно и даже применяли – иногда и в определенных случаях, подобных военной службе или отсидке в местах не столь отдаленных.

«Почему вы так глупы?» – спрашивали индейцы у миссионеров. «Почему же мы глупы?» – отвечали те вопросом на вопрос и слышали философский ответ: «Потому что не раскрашиваете себя, как люди». В отличие от цивилизованных священников индейцы считали людьми лишь тех, кто имел разрисованное тело. Остальные же, то есть те, кто оставался такими, какими их создала природа, приравнивались к животным.

Что же такое татуировка? С технической точки зрения это рисунок, полученный в результате вкалывания и введения под кожу красящих веществ с помощью специальных приспособлений. Прежде мастера орудовали иглой (деревянной, костяной, металлической), а затем их труд упростила татуировочная машинка.

В отношении философском татуировка – способ выражения внутреннего я. Сегодня, когда нательная «живопись» очень популярна, ее демонстрируют на международных семинарах (бодимодификациях), где известные мастера не только знакомят с разными стилями и новыми веяниями татуировки, но и размышляют о том, как добиться полной ее безопасности. По статистике, чаще к ней прибегают люди с амбициями. Может быть, именно поэтому среди обладателей татуировки так много творческих людей – певцов, актеров, музыкантов, то есть тех, кто стремится быть всегда на виду.

В то время как корни искусства украшения тела теряются во мраке истории, сам термин вошел в европейские языки относительно недавно. Английское слово «tattoo» было заимствовано из таитянского диалекта («tatau»), где оно означает одновременно и рану, и знак. Совершая свое очередное путешествие, Джеймс Кук использовал его в отчете, который дошел до широкой публики в 1773 году. Съеденный аборигенами капитан внес весомый вклад в дело возрождения татуировки в Европе, ведь он привез с Таити не только само слово, но и Великого Омаи – сплошь татуированного полинезийца, конечно, ставшего настоящей сенсацией. Сейчас этого человека в шутку называют первой тату галереей.

До вышеописанных событий способы украшения человеческого тела называли словами, заимствованными из жаргона различных общественных групп. Обычно они относились к живописи («grafism» у Джакомо Казановы) или символике («stigma» в античной литературе или «stygmat» в Библии). Кроме того, в Западной Европе с той же целью использовали такие наименования, как «вырезанный рисунок», и непереводимый французский термин «piguage», автором которого был некий маркиз де Монкальм, которому довелось познакомиться с индейцами Канады. Словом, в Европе татуированные виделись «раскрашенными» либо «отмеченными знаком». Более точны были голландцы, называвшие саму операцию «prikschildern», что в примерном переводе означает «рисование с помощью накалывания».

Нельзя сказать, что Кук совершил в европейской лингвистике переворот такой же, как в географии. После введения им в обиход полинезийского термина слово «тату» вначале связывалось с процедурой, которую выполняли только мастера с Таити. Однако, принятое всеми, оно достаточно быстро прижилось в большинстве европейских государств и, войдя почти во все языки, стало точно обозначать явление, которому и посвящена данная книга. Такой же успех испытало и само понятие. В середине века татуировка упоминалась в бельгийском «Словаре медицины», а затем вошла в «Большой словарь французского языка», таким образом окончательно утвердившись в Европе.

В конце прошлого века, когда татуировка еще не успела покинуть молодежную среду, философская сторона этого явления никого не интересовала. По мере того как она распространялось в других социальных группах, возник вопрос, что же это такое: пережиток прошлого, причуда уставшего от цивилизации человека, кич или все же высокое искусство. Теперь о татуировке и говорят, и пишут, причем не только в прессе, но и в серьезной литературе.

На эту тему ведутся научные дискуссии, проводятся социологические опросы и разного рода исследования. Мнения самые разные, порой диаметрально противоположные. Одни полагают, что подобным образом украшают свое тело недалекие люди, другие доказывают, что татуировка – вид искусства, а заодно и весьма оригинальный способ самовыражения и того, кто ею украшен, и того, кто ее выполнил.

Так или иначе, но нательные рисунки, безусловно, представляют обобщенный портрет личности, или, как принято говорить в последнее время, имидж. Возможно, поэтому ими заинтересовались люди, имеющие непосредственное отношение к культуре – писатели, художники, модельеры. Так, в Лондонском колледже моды изучают историю данного искусства, чтобы привнести в современную моду этнику разных народов, рассказать о них художественным языком, иногда более выразительным, чем слово.

Из истории

Традиция татуирования насчитывает около 8 тысячелетий. Оно появилось еще в первобытную эпоху, когда символические рисунки талисманы для отпугивания злых духов или привлечения удачи в охоте просто наносили на тело красками. Такие изображения были нестойкими, чем отличались от узоров, которые появлялись сами на местах ожогов и порезов, запачканных сажей или грязью. Заметив это, древние люди начали наносить повреждения намеренно. Чуть позже раскрашенные шрамы – предшественники татуировок – стали отличием лучших воинов и самых удачливых охотников. Более четкие рисунки были обнаружены на мумиях при раскопках египетских пирамид. У египтян они несли, в первую очередь, информативную (указывали на принадлежность к роду, социальный статус и некоторые личные качества обладателя), охранительную (против болезней, бед, несчастий) и магическую нагрузку, хотя декоративность даже тогда играла не последнюю роль. В конце ледникового периода, когда первобытные семьи разрослись, успев объединиться в небольшие организованные общины, их члены наносили на кожу несмываемые знаки, вначале имевшие значение лишь в пределах малой общественной группы.

 В старину человек с татуировкой собирал толпы зевак на ярмарках, что привело к распространению так называемых коммерческих татуировок, которые делали себе цирковые артисты с целью привлечь публику и увеличить кассовый сбор.

Трудно сказать, когда именно несмываемые рисунки на теле начали терять изначальный смысл, превращаясь в повальное увлечение. В Океании они были популярны с давних времен, тогда как в европейской культуре получили достаточно широкое распространение только в XIX веке. Столь долгое неприятие татуировок исходило от негативного отношения общества к данному способу самовыражения. Не имея таких культурных корней, как в Азии, европейцы видели в татуировке нечто неприличное, запретное, присущее дикарям и недостойное цивилизованного человека. Кроме того, разрисованное тело не согласовывалось с канонами христианства, которыми подобный обычай рассматривался как языческий, а следовательно, неприемлемый в лоне «истинной» церкви.

В конце XVIII века важную роль в популяризации татуировок сыграли путешественники, вернувшиеся из кругосветных плаваний, в частности из Океании. Возможно, именно тогда отношение к ним изменилось, правда, не кардинально, хотя в богемных кругах их стали рассматривать как вид изобразительного искусства, экзотический и потому весьма привлекательный.

Татуировка по всему телу обходится дорого, зато выглядит эффектно

Тогда же татуировки полюбились американцам. В Нью Йорке, Филадельфии, Чикаго и других крупных городах страны открывались тату салоны. Работавшие в них мастера, хотя и не отличались превосходным чувством стиля, но использовали самое современное оборудование, в частности электрические машинки для нанесения наколок. В тогдашней Америке тату не считалось чуждой традицией, а став модной прихотью, превратилось в прибыльный бизнес. Не случайно цены на профессионально выполненные наколки в США держатся на высоком уровне. В этой стране, например, татуировка, занимающая практически всю поверхность тела, обходится ее обладателю в несколько тысяч долларов.

В разные времена отношение к татуировке менялось вместе с условиями и уровнем развития культуры. В связи с этим любопытной кажется позиция журнала «Дело», издававшегося в Санкт Петербурге во второй половине XIX века: «Народы цивилизованные – западные варвары, по мнению китайцев, варвары XIX столетия, как скажет, может быть, наше потомство, – с презрением относятся к обычаям народов нецивилизованных. В глазах просвещенного европейского буржуа татуирование, например, составляет не только нелепый, но даже отвратительный обычай, который в его представлении невольно связывается с понятием о людоедстве, убийстве и грабеже.

Татуирование должно было предшествовать изобретению одежды; лучше сказать, оно было первой одеждой, до которой додумался человек. Являясь сперва исключительно одеждой и украшением, татуирование не замедлило сделаться знаком отличия и средством для заявления признательности. Каждый пол пользуется татуированием для выражения своих специальных свойств: мужчины стараются приноровить татуировку так, чтобы казаться мужественнее, женщины – красивее. У многих племен имеются специальные татуировки для предводителей, членов совета, воинов, жрецов, колдунов и производителей дождя; имеются также специальные татуировки для различных каст, родов и даже семей. Как только татуирование перестает быть прерогативой почетного положения, оно постепенно теряет свою цену. Это явление общее всем странам; аристократия первая вводит в употребление татуирование, она же первая и покидает его. На востоке с ним расстаются прежде мужчины, на западе – женщины. Общества цивилизованные отвергают теперь совершенно татуирование, признавая, что оно пригодно только для дикарей. Татуирование, первая одежда, вызванная стыдливостью, уважается теперь только в домах терпимости; в цивилизованных обществах осталось только два образчика его: на руке галерника и у проститутки, не считая тех, которые скрыты под платьем…».

Позже мода на татуировку еще не раз испытывала взлеты и падения. Беспрецедентные по масштабам войны XX века немного приглушили страсть к украшению тела: среди бомбежек, голода и смерти людям было не до красоты. Зато после окончания Второй мировой, в пору олимпиад, молодежных фестивалей и особенно с нарастанием популярности рок музыки, салоны заполонили клиенты буквально всех возрастов, желавшие во всем подражать своим кумирам. Тогда наличие татуировки означало принадлежность к закрытому богемным кругу. Определенный рисунок на теле, так же как и остальные атрибуты – одежда, обувь, аксессуары, – являлся своеобразной визитной карточкой, поскольку его носитель имел шанс быть принятым в желанной среде.

Постепенно татуировка стала популярной и в широких кругах. Сегодня, следуя моде, порой слепо, свое тело расписывают звезды эстрады и спорта, манекенщицы и домохозяйки, клерки и преуспевающие бизнесмены. Среди клиентов тату салонов встречаются люди разного возраста, социального положения и, что характерно, с разным уровнем доходов.

В древнем мире татуировка играла очень важную роль. Узор на теле рассказывал многое о ее обладателе, выдавая социальный статус, родословную, характер, а иногда и привычки. У фракийцев порезы на кожи наносили люди благородного происхождения. Историк Ксенофонт (V век до н. э.) упоминает о том, что богатые моссиники разрисовывали спину и грудь, используя эти части тела для тайной переписки. С той же целью они обривали голову раба, наносили на кожу надпись и, после того как волосы отрастали, отправляли невольника к адресату. Скифские вожди, скорбя по убиенному родичу, делали на руках надрезы, расцарапывали нос и лоб, отрезали часть уха и прокалывали стрелами левую руку. В «Истории» Гиппократа говорится о том, что они же прижигали кожу даже на чреслах «не для чего иного, как из за слабости и вялости, чтобы быть энергичнее». У скифов было принято наносить на тело изображения рыб, хищных птиц и животных. Рисунки символично рассказывали об истории рода и, по обыкновению, заключали в себе социальную информацию.

В России долгое время наличие татуировки указывало на принадлежность к уголовному миру. В самом деле, еще недавно едва ли не каждый человек, побывавший в заключении, имел на теле одну или несколько наколок. Среди определенной части молодежи все, связанное с зоной, имело романтический ореол, отчего нанесение татуировок стало элементом подражания «старшим товарищам». Кстати, таковым можно считать и употребление тюремного жаргона и заимствование особого – блатного – стиля поведения. Отсюда – крайне негативное отношение к татуировкам у большинства советского и постсоветского населения. Зачастую людям пожилым трудно понять, что, украшая свое тело замысловатым рисунком, молодой человек вовсе не хочет приобщиться к уголовному миру, не задумывает преступление, а всего лишь следует модным тенденциям.

В России 1990 х татуировка наносилась в подражание «товарищам с зоны»

Мода на художественную татуировку пришла к нам с Запада, поэтому неудивительно, что раньше, в политизированную советскую эпоху, к ней не могло быть отношения иного, как презрительное. Помимо бывших заключенных, наколками украшали себя футбольные фанаты, рок певцы, военнослужащие. Кстати, последние были знакомы с тату так же хорошо, как и жители «загнивающего» Запада. Однако солдаты советской армии не придавали нательным изображениям особого значения – просто память о службе и ничего более.

В последние годы общество, уже не советское, а российское, стало намного терпимее. Теперь значительная часть наших соотечественников видит в татуировке одно из направлений изобразительного искусства. Существуют музеи, экспозиции которых посвящены истории татуировки, ее стилям и национальным особенностям. В таких заведениях широко представлена традиционная татуировка, начиная от первобытной, и современная, относящаяся к творчеству известных мастеров. В некоторых музеях можно увидеть редкие, на взгляд европейца, жутковатые экспонаты, например татуированную человеческую кожу.

Из книги Елены Грицак«Самые модные татуировки»

Скачать книгу:  zip-rtf-2,2 Mb