Гарем наоборот
Всем известно, что такое гарем. Это узаконенная в некоторых странах (в основном мусульманских) форма полигамии: один мужчина плюс несколько женщин. Все эти женщины живут в доме мужа полностью за его счет, обеспечивают его интимные потребности, рожают ему детей и иногда, в зависимости от материального благосостояния семьи, занимаются хозяйством.
Значительно менее известны случаи узаконенной полиандрии: одна женщина плюс несколько мужчин, этакий гарем наоборот.
Но, может быть, такие формы организации семьи существовали давно и исключительно в слаборазвитых обществах? Давайте разберемся.
Пятеро мужей Драупади
В Индии начала III тысячелетия до нашей эры, стране, в которой уже существовали развитая государственность, законы, религиозная философия и регулярные вооруженные силы, у одной женщины был не один, а целых пятеро полноправных мужей. Самый известный в мире древнеиндийский эпос Махабхарата подробно описывает историю Драупади, дочери царя Панчала, и пятерых братьев Пандавов, сыновей царя Панду, властителя Хастинапура.
Первоначально на красавице собирался жениться только третий брат, Арджуна; но в силу различных обстоятельств, чтобы не нарушать братской любви и согласия в семье, братья Пандавы решили, что она будет принадлежать им всем.
Для Индии того времени, придерживающейся строго патриархальных взглядов, согласно которым мужчина мог иметь столько жен и наложниц, сколько был способен прокормить,
а женщина даже не имела права называть своего мужа по имени (только господином!), это было настоящим скандалом. Драупади и ее пятерым мужьям пришлось немало пострадать из-за принятого решения, которое в конце концов даже привело их к войне с другими царями. Но факт остается фактом: у Драупади было пятеро мужей, которые приходили к ней строго по очереди, и каждому из них супруга родила сына.
Драупади управляла своей «великолепной пятеркой» так, как считала нужным. Но внешне у нее было не больше прав, чем у любой другой женщины Древней Индии. Так же, как и другие женщины, она должна была называть своего дежурного мужа не по имени, а господином. И как любая другая женщина, она была, по сути, собственностью своего мужа (то есть в ее случае мужей). Старший муж Драупади Юдхиштхира даже проиграл ее однажды в кости своему злейшему врагу.
Даешь матриархат!
История, согласитесь, весьма любопытная. Интересны также многочисленные истории о племенах амазонок, которые и вовсе обходились без мужчин, а проблему продолжения рода решали с помощью взятых в плен воинов, о некоторых народностях Крайнего Севера или, наоборот, о жителях островов южных морей, где всем заправляли старшие в роду женщины. Мужчинам же, кроме исполнения супружеского долга, вменялось в обязанность охотиться и защищать семью от внешних опасностей.
Однако нам, конечно, более интересны случаи, не столь удаленные от нас по времени и лишенные явной мифологической окраски. Сегодня существует несколько мест на земле, где женщина не только может иметь нечто вроде гарема, но и обладает преимущественными общественными правами.
Высоко в горах
На границе с Тибетом в китайских провинциях Сычуань и Юньнань обитает небольшой по численности народ мосо, или мосуо. Здесь живут большими семьями в отдельных усадьбах, главой семьи традиционно считается старшая в роду женщина, как правило, бабушка или прабабушка. При этом под семьей понимаются женщины и их потомство, но не мужчины.
Представители сильного пола живут в домах своих матерей. Женщина, выбравшая мужчину, приходит к нему в дом его матери, но не остается там ночевать. Ребенок, родившийся в результате такой встречи, остается в доме своей матери и носит ее фамилию. Если это девочка, она наследует имущество матери, мальчик же не получает ничего.
Женщина может встречаться с несколькими мужчинами за короткий промежуток времени и в результате не всегда знает, кто отец ее ребенка. Но для женщин мосо в силу указанных выше обстоятельств это совершенно неважно. Они воспитывают детей сами, без участия биологических отцов, а помогают им в этом старшие дети и другие члены семьи. Женщины мосо принимают все важные для семьи решения - в частности, связанные с финансами.
Мужчины же занимаются тем, что традиционно считается женскими делами. Кроме того, именно они осуществляют контакты с внешним миром, поскольку это занятие не имеет для мосо определяющего значения. Кроме того, надо же и им заниматься чем-то, кроме уборки в доме и приготовления пищи...
На островах Океании
Похожих традиций придерживается и четырехмиллионное население западной части острова Суматра, являющегося частью Индонезии.
Народ минангкабау - самый крупный в современном мире социум со строго матриархальным укладом. «Мать» - священное понятие для западных суматранцев, именно она управляет жизнью своей семьи. Мы специально говорим «управляет», а не «стоит во главе», так как номинальным главой рода у минангкабау является все же мужчина. Он, как современные европейские монархи, «царствует, но не правит». Однако, в отличие от наследственного монарха, его можно сместить - что и делается в тех случаях, когда даже чисто номинальное мужское царствование вызывает недовольство женщин. Как и у народа мосо, мужчинам на Суматре, кроме дел по дому, дозволено заниматься такими малозначительными вещами, как политика и отправление религиозных обрядов.
Все имущество передается от матери к дочери. Женщина, выбравшая себе мужа, может позволить ему переночевать в своем доме, но завтраком его там не покормят. Живет и питается мужчина в доме своей матери или в так называемом мужском квартале. Туда же могут быть отправлены мальчики старше 10 лет для обучения всему тому, что необходимо знать мужчине в матриархальном обществе, для овладения хозяйственными и некоторыми ремесленными навыками.
В знойной Африке
Если посмотреть на фотографии женщин народа акана, населяющего африканские республики Гана и Кот-д’Ивуар (бывший Берег Слоновой Кости), то, кроме их стройных фигур и прекрасной осанки, приобретенных благодаря привычке носить грузы на голове, сразу заметно не такое уж обычное для африканской женщины выражение развитого чувства собственного достоинства.
Женщины акана не просто правят своими семьями, они определяют направление развития общества в целом. Но организовано это руководство жизнью общества так, чтобы не задевать мужского самолюбия и сохранять хотя бы видимость полового равноправия. Высшие представительские должности в органах управления Ганы и Кот-д’Ивуара занимают мужчины, однако наследственное право на эти должности передается по женской линии - через матерей, сестер, дочерей. Мужчинам также доверено зарабатывать деньги, причем не только для материнской семьи, но и для дальних родственниц матери.
В остальном семейные устои акана так же матриархальны, как и устои народов мосо и минангкабау. Свободный выбор одного или нескольких мужей, воспитание детей в доме матери, наследование фамилии и имущества исключительно по женской линии - принципы, возможно, неприемлемые в современных «развитых странах», но благодаря которым эти народы живут спокойно и практически не знают, что такое несчастливая семейная жизнь.
Источник: "Тайны XX века"